На основании изучения практики более 30 устойчиво работающих предприятий были выделены следующие элементы экономической стратегии промышленного предприятия[9].
1. Стратегия промышленного предприятия как процесс целенаправленного развития, который предполагает: постановку обоснованных целей и задач; выделение определенных принципов действий (сбалансированность, системный подход, рациональность); приоритетность действий; (выделение значимых проблем и их ранжирование).
2. Направления работы по достижению целей предприятия (основные составляющие экономической стратегии):
– поиск новых рынков;
– разработка новой продукции;
– обеспечение высокого качества товаров;
– улучшение сервиса;
– разработка и внедрение новых технологий;
– приобретение и рациональное использование природных ресурсов;
– обеспечение роста производства;
– эффективное продвижение товара на рынке;
– обеспечение роста прибыли в плановом периоде.
3. Основные вопросы разработки экономической стратегии:
а) в области маркетинга:
– сегмент рынка, на котором должны быть сконцентрированы усилия,
– ассортимент и качество продукции,
– распределение ресурсов на стадии продаж,
– ценовая политика;
б) в области производства:
– необходимый уровень производства,
– покупка комплектующих или их собственное производство,
– срок запасов материальных ресурсов,
– политика набора или обучения персонала; в) в области финансов:
– объем текущих и капитальных затрат,
– сроки и направления инвестиций,
– источники финансирования;
г) в области инновационной деятельности:
– направления исследований,
– сроки и характер проведения изменений в продукции.
4. Основные этапы разработки стратегии:
а) анализ результатов деятельности предприятия за определенный статистически значимый период, как правило, продолжительностью, равной периоду действия стратегии (это дает возможность определить приоритеты в развитии);
б) анализ портфеля продукции, который включает:
– определение ориентации товарной массы на потребителя (позиционирование выпускаемой продукции),
– определение конкурентоспособности продукции по качеству, издержкам, сервису,
– определение уровня рентабельности по каждому виду продукции,
– прогнозирование объема выпуска продукции на основе вероятностного подхода;
в) выработка концепции организационных изменений на предприятии;
г) определение и оценка альтернативных вариантов, а также последствий принимаемых стратегических решений.
5. Условия действенности стратегии:
– охват всех сфер деятельности предприятия;
– согласованность с внешними обстоятельствами;
– согласованность с ресурсными возможностями;
– учет миссии предприятия;
– практичность и реализуемость решений.
6. Стратегические принципы:
– не нарушать сложившегося на предприятии равновесия;
– планировать изменения;
– уделять главное внимание инновациям;
– каждый день создавать условия для будущей деятельности. Основные трудности, возникающие перед руководителями предприятия при разработке и реализации стратегии, сводятся к следующему[10].
1. Изменение стратегии может разрушить сложившийся на предприятии тип взаимоотношений и вызвать противодействие, т.е. конфликт корпоративной культуры.
2. Применение новых способов достижения выживаемости на рынке может вызвать увеличение затрат, связанных с освоением новой продукции и не учтенных ранее в экономической стратегии.
3. Недостаточно глубокий анализ внешней и внутренней среды предприятия может усилить негативные последствия неверных стратегических решений.
Преодоление данных трудностей облегчается, если организовать деятельность по стратегическому планированию согласно определенным правилам с учетом следующих условий[11].
1. Необходимо опираться на высококвалифицированный персонал, поскольку выработка стратегических решений требует высокопрофессиональных кадров.
2. План реализации стратегии во времени должен обеспечивать высокие темпы работы и ритмичность. Четко определив стратегические цели, следует энергично приступать к реформам. Важен выбор темпа. Нельзя идти слишком быстро или слишком медленно. Взяв темп, необходимо выдерживать его до определенного рубежа.
Перейти на страницу:
1 2 3 4