Классификация и методология формирования экономических стратегий антикризисного управления

На основании изучения практики более 30 устойчиво работающих предприятий были выделены следующие элементы экономической стратегии промышленного предприятия[9].

1. Стратегия промышленного предприятия как процесс целенаправленного развития, который предполагает: постановку обоснованных целей и задач; выделение определенных принципов действий (сбалансированность, системный подход, рациональность); приоритетность действий; (выделение значимых проблем и их ранжирование).

2. Направления работы по достижению целей предприятия (основные составляющие экономической стратегии):

– поиск новых рынков;

– разработка новой продукции;

– обеспечение высокого качества товаров;

– улучшение сервиса;

– разработка и внедрение новых технологий;

– приобретение и рациональное использование природных ресурсов;

– обеспечение роста производства;

– эффективное продвижение товара на рынке;

– обеспечение роста прибыли в плановом периоде.

3. Основные вопросы разработки экономической стратегии:

а) в области маркетинга:

– сегмент рынка, на котором должны быть сконцентрированы усилия,

– ассортимент и качество продукции,

– распределение ресурсов на стадии продаж,

– ценовая политика;

б) в области производства:

– необходимый уровень производства,

– покупка комплектующих или их собственное производство,

– срок запасов материальных ресурсов,

– политика набора или обучения персонала; в) в области финансов:

– объем текущих и капитальных затрат,

– сроки и направления инвестиций,

– источники финансирования;

г) в области инновационной деятельности:

– направления исследований,

– сроки и характер проведения изменений в продукции.

4. Основные этапы разработки стратегии:

а) анализ результатов деятельности предприятия за определенный статистически значимый период, как правило, продолжительностью, равной периоду действия стратегии (это дает возможность определить приоритеты в развитии);

б) анализ портфеля продукции, который включает:

– определение ориентации товарной массы на потребителя (позиционирование выпускаемой продукции),

– определение конкурентоспособности продукции по качеству, издержкам, сервису,

– определение уровня рентабельности по каждому виду продукции,

– прогнозирование объема выпуска продукции на основе вероятностного подхода;

в) выработка концепции организационных изменений на предприятии;

г) определение и оценка альтернативных вариантов, а также последствий принимаемых стратегических решений.

5. Условия действенности стратегии:

– охват всех сфер деятельности предприятия;

– согласованность с внешними обстоятельствами;

– согласованность с ресурсными возможностями;

– учет миссии предприятия;

– практичность и реализуемость решений.

6. Стратегические принципы:

– не нарушать сложившегося на предприятии равновесия;

– планировать изменения;

– уделять главное внимание инновациям;

– каждый день создавать условия для будущей деятельности. Основные трудности, возникающие перед руководителями предприятия при разработке и реализации стратегии, сводятся к следующему[10].

1. Изменение стратегии может разрушить сложившийся на предприятии тип взаимоотношений и вызвать противодействие, т.е. конфликт корпоративной культуры.

2. Применение новых способов достижения выживаемости на рынке может вызвать увеличение затрат, связанных с освоением новой продукции и не учтенных ранее в экономической стратегии.

3. Недостаточно глубокий анализ внешней и внутренней среды предприятия может усилить негативные последствия неверных стратегических решений.

Преодоление данных трудностей облегчается, если организовать деятельность по стратегическому планированию согласно определенным правилам с учетом следующих условий[11].

1. Необходимо опираться на высококвалифицированный персонал, поскольку выработка стратегических решений требует высокопрофессиональных кадров.

2. План реализации стратегии во времени должен обеспечивать высокие темпы работы и ритмичность. Четко определив стратегические цели, следует энергично приступать к реформам. Важен выбор темпа. Нельзя идти слишком быстро или слишком медленно. Взяв темп, необходимо выдерживать его до определенного рубежа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4