Методологические аспекты антикризисного управления

Понятие «антикризисное управление» в российских условиях еще не устоялся.[1] Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.[2]

Как показывает отечественная и мировая практика, банкротство предприятий - это один из элементов развития рыночной экономики. Ликвидация значительной части фирм, в особенности, вновь возникших, зафиксирована статистикой банкротств во многих странах. Устойчивая тенденция к возникновению и ликвидации предприятий без ущерба для экономики в целом, причем, независимо от стадии развития фирмы, говорит о том, что процессы банкротства естественны для рыночной экономики в той степени, в какой они являются необходимыми. Европейские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20-30% вновь возникших фирм, а в течение пяти лет 50% прекращают свою производственную деятельность.

Стратегические цели реализации международного законодательства о финансовом оздоровлении корпораций

1. Препятствование процедурам банкротства в корыстных целях

2. Предоставление должнику всех правовых возможностей изыскания финансовых ресурсов для удовлетворения претензий кредиторов

3. Уравновешивание в арбитражных судах прав собственников, акционеров, с одной стороны, и кредиторов, с другой стороны

4. Создание правовых основ открытых процедур банкротств предприятий

5. Учет общенациональных промышленных интересов и отраслевых особенностей развития (создание особых технологий банкротства предприятий, относящихся к стратегическим, оборонным отраслям это: нефтегазовые предприятия, предприятия оборонной промышленности и другие аналогичные предприятия)

6. Обеспечение правовой защиты финансовых интересов и прав добросовестных собственников, включая миноритарных акционеров и мелких собственников

7. Развитие механизмов оптимизации прав, способов защиты интересов кредиторов

8. Защита в целом добросовестных участников процедуры банкротства от недобросовестных действий сторонних заинтересованных лиц (включая и чиновников)

9. Совершенствование государственного регулирования процедуры банкротства

10. Изменение процедуры регулирования деятельности арбитражных управляющих с целью обеспечения их действий в рамках правовых требований, предъявляемых к участникам процессов банкротства

11. Укрепление основ правового государства, рыночных принципов хозяйствования и демократического стиля управления

Ранние признаки банкротства, одновременно являющиеся экономическими, финансовыми, юридическими и психологическими аспектами общего нездоровья фирмы, могут вылиться в конкретные причины ее несостоятельности. Причины банкротства - это гораздо более осязаемая

характеристика по сравнению с признаками банкротства, но и одновременно более сложная.

Успехи и неудачи деятельности фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого комплекса факторов, одни из которых являются внешними по отношению к ней, другие - внутренними. Критерий, который может быть положен в основу деления причин банкротства на внутренние и внешние, - способность предприятия качественно изменить ситуацию за долговременный период. Причины внутреннего характера, как правило, зависят от организации работы самой фирмы, где на первый план выходят способы рационального использования ограниченных ресурсов для достижения максимально выгодного результата. Как правило, банкротство -результат совместных ошибок менеджеров компании, наряду с негативным воздействием внешних факторов, однако, доля каждого из них, естественно, различается.

В развитых капиталистических странах с устойчивой экономической системой и политической обстановкой к банкротству причастны на 1/3 внешние факторы, а на 2/3 - внутренние. Соответственно, при таком раскладе сил, умения фирмы приспосабливаться к экономической конъюнктуре достаточно для успешного функционирования.

Неплатежеспособность может рассматриваться как фактическая невозможность оплаты долгов. Банкротство же, в отличие от фактической неплатежеспособности, проистекает из судебного решения, возлагающего вину за крах на ошибки или противоправные действия несостоятельного должника.

Факторы, определяющие наступление рискового порога деятельности компании

ВНЕШНИЕ

Автор книги "Основы маркетинга" Ф. Котлер отмечает, что "уровень цен и возможность получения кредита также самым существенным образом влияют на предпринимательскую активность. Экономическое поведение должно учитывать фазу экономического цикла, в которой находится экономика страны. Падение спроса, характерное для соответствующей фазы, может привести к обострению конкуренции, следовательно, к росту числа банкротств"

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6