Развитие свойств внутреннего антикризисного аудита для продуктивного управления бизнесом

Единение методов финансового планирования, регулирования и контроля является главным операционным рычагом корпоративного кризисного менеджмента и аудита. В настоящее время очень важным условием для нормального развития компаний является понимание этого триединства управления финансовыми кризисами. Программа выхода из кризиса включает и такой важный раздел, как организационные мероприятия, такие как: создание группы специалистов по выводу компании из кризиса, определение прав и обязанностей каждого участника такой группы, обеспечение работников группы нормативно-методическими документами и операционной техникой, контроль за работой группы. После выполнения антикризисной программы проверяется ее эффективность, формулируется заключение о выходе предприятия из кризисной ситуации или обосновывается необходимость подготовки дополнительных мер, если часть целей антикризисной программы не достигнута.

Важнейшим методико-аналитическим приемом выявления предбанкротного состояния предприятия является специальный антикризисный аудит. Такое определение аудита означает, что его основные приемы и подходы заранее нацелены на выявление симптомов вхождения предприятия к предкризисной границе.

Антикризисный аудит можно определить как системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки природы и глубины кризиса компании с целью его предотвращения или смягчения кризисных последствий. Такой аудит проводится по специальной программе, предусматривающей в конечном итоге контроль и оценку результативности выполнения всех ее разделов и установок, основанных на систематизации причин кризиса.

Глубокий анализ содержания учетной политики предприятия, заявленной в Приказе администрации предприятия и фактически реализуемой на практике, позволяет установить не только имевшие место в изучаемом периоде изменения, но и выявить, ранжируя по значимости, факторы, оказавшие существенное воздействие на показатели финансовой и налоговой отчетности.

Логика действий аудитора при реализации программы антикризисного управления.

1. Подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2. Выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в работе

3. Выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния объекта

4. Обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объекта

5. Количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей (критериев)

6. Документирование информации, полученной в процессе диагностики (по мере сбора и обобщения данных)

В тех случаях, если учетная политика не соответствует установленным правилам ее реализации (предположение о непрерывности деятельности, соблюдение имущественной обособленности, правильность отнесения доходов и расходов к отчетными периодам, разделение текущих затрат и капитальных вложений, последовательность применения и другое) и не в полной мере отражает особенности деятельности предприятия, то возрастает риск использования в анализе несопоставимых и недостоверных данных.

Указанные функции можно разделить на два вида: контрольные функции и функции по разработке целевых программ. Этот вывод подтверждается также и мнением таких исследователей, как Беляев С, Белых Л., Градов А., Терехов А., Кошкин В. и других специалистов. По их мнению, "аудит на кризисном предприятии обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по нормализации финансово-хозяйственной деятельности".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7