Основные факторы внешней среды

Рынок лесных товаров имеет четко очерченные региональные границы. Различают основные лесные рынки: азиатско-тихоокеанского региона, европейский рынок леса, африканский, рынок стран СНГ. Рынок стран СНГ представляют следующие страны: Белоруссия, Украина, Балтийские страны. Экспорт осуществляется в страны дальнего зарубежья – Голландию, Польшу, Литву, Латвию, Францию, Бельгию.

Однако сейчас производство сконцентрировано в основном на неглубокой переработке и экспорте сырья – кругляка. Поэтому, при колоссальных объемах закупок, средние цены по экспортным контрактам с перечисленными импортерами леса значительно ниже средних цен.

На европейском рынке пиломатериалов активно действуют потребители из стран Восточной Европы, Германии, Швеции, Италии, Англии, Дании, Австрии и Финляндии. Основные закупаемые позиции – пиломатериалы из древесины хвойных пород, заготовки для палетт. Покупатели из этих стран чаще всего действуют через посредников.

Наибольшее число сделок по большинству стран наблюдалось в начале года и летом. Снижение объемов экспортных операций в ряде случаев связано с частичным затовариванием по причине увеличения предложения леса из России по демпинговым ценам – этот процесс происходит в последние годы с завидной регулярностью.

Главным направлением поставок леса и лесопродукции из азиатско-тихоокеанском регионе является Япония. Она закупает не только круглые лесоматериалы, но и высококачественные пиломатериалы, целлюлозно-бумажную продукцию. Крупнейшим экспортером леса в азиатско-тихоокеанском регионе является Северо-Американский регион, особенно США и Канада, а также страны Юго-Восточной Азии: Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия и Чили.

В поставках сырья в Японию преобладает Юго-Восточная Азия. За последнее время произошло снижение доли поставок России и стран Юго-Восточной Азии, повышение доли Новой Зеландии. В поставках пиломатериалов доминирующую роль играет Северная Америка, снижается роль стран Юго-Восточной Азии, увеличивается импорт из Чили и Новой Зеландии.

Стабильное положение в импорте леса среди стран АТР занимают Республика Корея и Тайвань. Помимо круглых лесоматериалов они ввозили значительные объемы пиломатериалов, клееной фанеры и древесных плит. Тайвань отдает предпочтение связям со странами Юго-Восточной Азии, а Республика Корея, кроме того, импортирует хвойный пиловочник из США.

Крупным лесным импортером в АТР становится Китай. В основном он ввозит круглые лесоматериалы из США и России. Его закупки росли особенно быстрыми темпами с 1980 по 1996 год. За это время они увеличились с 1,9 по 7,8 млн. кубометров. Затем в связи с усилением государственного регулирования внешнеэкономических связей и утилизацией собственных ресурсов импорт немного снизился.

Особенность китайского лесного рынка – его неприхотливость. Сюда в последнее время экспортировались лесоматериалы в основном пониженной сортности. Однако в настоящее время он претерпевает изменения и находится в переходном состоянии. С развитием экономики Китая появился спрос на высококачественную пилопродукцию.

Таким образом, в целом а азиатско-тихоокеанском регионе складывается благоприятная конъюнктура не только на хвойные круглые лесоматериалы, но и на пиломатериалы высокого качества.

Доля поставок хвойных пиломатериалов из России в импорте последних лет равнялась по стоимости примерно 15 – 18 %.

Проанализировав внешний рынок основные поставки выпускаемой продукции ООО МК "Рассвет" ориентируется на внешний рынок, в частности на Японию и КНР, в силу следующих причин:

1 Растет спрос на высококачественную продукцию, рынок не насыщен продукцией, то есть спрос превышает предложение и не очень высок уровень конкуренции.

2 Цены на пиломатериалы на внутреннем рынке ниже экспортных, при этом себестоимость при реализации на внутренний рынок увеличивается за счет НДС.

3 Выпускаемая продукция соответствует мировым стандартам.

4 Повышение имиджа фирмы как экспортера качественной продукции. Выход на внешний рынок не требует серьезных изменений в товарном ассортименте фирмы, её структуре, капитальных затратах.

5 Выгодное расположение в географическом аспекте.

6 Возможность осуществления поставок с минимальным количеством посредников.

7 Тесные дипломатические отношения между странами.

8 Развитая инфраструктура транспортной системы.

9 Ранее установленные связи с покупателями продукции в КНР и Японии.

К факторам, способствующим повышению спроса на продукцию ООО МК "Рассвет" относятся:

1 Средний уровень цен при высоком качестве.

2 Независимость от поставщиков сырья.

3 Продукция из натуральных материалов является элитным товаром для конечных покупателей из-за её экологичности.