Методика антикризисного управления

Тревожным сигналом служат также и значительный рост кредиторской задолженности по статьям пассива «Расчеты с кредиторами»: за товары, работы и услуги, по выданным векселям, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению и др. Более подробный анализ может выявить неблагоприятное изменение кредитной политики по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков, финансовые трудности, не позволившие предприятию своевременно рассчитаться с кредиторами и бюджетом, а также со своими работниками по зарплате, с акционерами по дивидендам и т.д.

Ценную информацию о сдвигах в средствах предприятия за отчетный период можно получить, рассматривая структуру актива и пассива баланса. Для этого суммы итогов по разделам выражают в процентах к общему итогу баланса. Это называется вертикальным анализом баланса. Далее сравнивают структуру баланса на начало и конец года.

В мировой практике разработаны руководства, содержащие перечень критических показателей для оценки возможного банкротства предприятия. Эти показатели разделены на две группы.

Первая группа – это показатели, неблагоприятные текущие значения которых или складывающиеся тенденции свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значениях финансовых затруднениях, в том числе и возможном банкротстве:

· повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности;

· превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;

· чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования коэффициентов ликвидности;

· низкие значения коэффициентов ликвидности;

· нехватка оборотных средств (функционирующего капитала);

· увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;

· неправильная реинвестиционная политика;

· превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;

· невыполнение обязательств перед кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов);

· наличие просроченной дебиторской задолженности;

· наличие сверхнормативных производственных запасов и залежалых товаров;

· ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;

· использование новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;

· применение в производственном процессе переамортизированного оборудования;

· потенциальные потери долгосрочных контрактов;

· неблагоприятные изменения в портфеле заказов.

Вторая группа – это показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но указывающие, что при определенных условиях или непринятии действенных мер ситуация может резко ухудшиться:

· потери ключевых сотрудников аппарата управления;

· вынужденные остановки, а также нарушения ритмичности производственно – технологического процесса;

· чрезмерная зависимость предприятия от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива;

· излишняя ставка на успешность и прибыльность нового проекта;

· участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;

· потеря ключевых контрагентов;

· недооценка необходимости постоянного технического и технологического обновления предприятия;

· неэффективные долгосрочные соглашения;

· политический риск.

Не все перечисленные показатели могут быть рассчитаны непосредственно по данным бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, если в рамках предварительного анализа финансового состояния предприятия имеется возможность использовать дополнительную информацию по некоторым из этих показателей, то надежность анализа и обоснованность выводов повышается.

В условиях антикризисного положения предприятий – банкротов менеджеры высшего уровня берут на вооружение разные формы и методы выхода из кризиса.

Применяется так называемая защитная тактика, т.е. происходит резкое сокращение издержек производства путем сокращения внутрипроизводственных структур и их ликвидации, сокращения персонала, продажи технологического оборудования, внедрения новой технологии, введения маркетингового управления, поиска новых рынков сбыта.

Перейти на страницу: 1 2 3