Типы организации и принципы построения организационных структур

Любая организация характеризуется постоянством составляющих ее частей. В зависимости от особенностей их сочетания и преобладающих механизмов координации деятельности различают основные типы организации, имеющих различное строение. Организации используют три основных способа координации деятельности: взаимное согласование, непосредственный контроль и стандартизацию.

Организационные структуры строятся по определенным принципам, которые связаны с типом организации.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет многообразие возможных видов организационных структур управления. Все эти виды, в результате, сводятся к четырем типам организационных структур:

- линейному;

- функциональному;

- линейно - функциональному (смешанный);

- матричному.

Линейные структуры управления.

Основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия, т.е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху (рис. 1.1).

Руководитель организаций

Линейный руководитель подразделение 1

Линейный руководитель подразделение 2

И1

И2

И3

И4

И5

И6

Исполнители

Рис. 1.1. Линейная структура управления

При линейной структуре управления нижестоящее звено (подразделение, работник) полностью подчинено одному вышестоящему руководителю.

Такая схема довольно эффективна, но требует от руководителя большого профессионализма и очень высокого уровня компетенции во всех вопросах, по которым руководитель принимает решения.

Достоинства линейной структуры:

- единство распорядительства;

- простота и четкость подчинения;

- полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;

- оперативность в принятии решений;

- согласованность действий исполнителей;

- получение нижестоящими звеньями согласованных распоряжений и заданий.

Недостатки линейной структуры:

- большая информационная перегрузка руководителя, огромный поток документов, множественность его контактов с подчиненными, вышестоящими и нижестоящими звеньями;

- высокие требования к руководителя, который должен быть высококвалифицированным специалистом с обширными разносторонними знаниями и опытом по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными его работниками;

- структура пригодна к решению только лишь оперативных текущих задач;

- структура не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями функционирования организации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4