Изучение покупательского спроса на сельхозпродукцию в ООО АЗК

Рассмотрим основные методы изучения спроса оптовых покупателей. На основе анализа материалов статистической отчетности, учета выполнения заказов покупателей и данных количественно-суммового учета определяется объем продажи товаров как в целом, так и по группам, подгруппам и наименованиям.

На основе анализа движения товарных запасов устанавливается соответствие фактических товарных запасов плановым, выявляется частота поступления товаров от поставщиков (объединений) и отпуска оптовым покупателям, что косвенно характеризует объем спроса.

Для повышения действенности анализа продажи товаров и движения товарных запасов необходимо не только выявить причины повышенного или слабого спроса на отдельные товары, но и принять меры к увеличению или соответственно прекращению их закупок у поставщиков.

Для изучения тенденций изменения спроса в планируемом периоде в зависимости от валового оборота оптовых предприятий и объема заказов розничной торговли можно использовать методы регрессионного анализа.

В АЗК ведется учет и анализ неудовлетворённого спроса покупателей. Неудовлетворенный спрос фиксируется в журналах или на специальных карточках. Товароведы оптовых предприятий в процессе обслуживания покупателей отражают в этих документах причины невыполнения заказов магазина и организаций на отдельные товары, а также их пожелания и замечания по ассортименту и качеству товаров. На основании данных неудовлетворенного спроса принимаются срочные меры к дополнительной закупке необходимых товаров и корректируются заказы промышленности на их производство и поставку.

Учет отказов покупателей от закупки товаров и возвратов. Отказ от закупки товаров является одним из показателей неудовлетворительной работы производственных предприятий (объединений) или оптового звена по формированию товарного ассортимента и соблюдению качества продукции. Такой учет ведется при заключении договоров на ярмарках и вне ярмарок, а также при текущей поставке товаров. Причины отказа розничных предприятий и организаций от закупки товаров, а также их возврата должны быть тщательно проанализированы и приняты соответствующие меры.

В соответствии с Положением о поставках товаров возвращенные товары должны быть заменены на товары, отвечающие требованиям покупателей. Регистрация случаев отказов оптовых покупателей от закупки и возврата товаров ведется в журнале.

К числу организационных мероприятий по изучению спроса, проводимых предприятиями, следует отнести сельскохозяйственные выставки-ярмарки. На таких выставках демонстрируется сельхозпродукция. Выставки-просмотры завершаются подробным обсуждением отзывов заинтересованных лиц и организаций об экспонируемых товарах и выработкой рекомендаций по расширению или сокращению их производства.

Выставки-просмотры могут быть организованы также советами производственных предприятий. В этих совещаниях принимают участие представители промышленности, оптовой и розничной торговли. Материалы совещаний позволяют глубже изучить колебания спроса на отдельные товары.

Для выявления тенденций спроса и выработки мероприятий по его удовлетворению в предстоящем году организуются торговые конференции. В них принимает участие широкий круг заинтересованных организаций и специалистов по конкретным проблемам производства и продажи товаров.

Наряду с изучением требований покупателей магазин широко использует различные методы непосредственного изучения спроса населения, например через опросы, анкетирование, создание временных опорных пунктов по изучению спроса покупателей. Эти пункты ведут выборочный учет поступления и продажи товаров, состояния товарных запасов, замечаний покупателей по ассортименту и качеству изделий. Полученную информацию ежемесячно направляют оптовому предприятию в виде конъюнктурных обзоров, составляемых работниками розничной торговли.

Являясь корреспондентами оптового предприятия, эти работники (заведующие торговыми отделами, товароведы, экономисты, заведующие магазинами и секциями, старшие продавцы) изучают спрос покупателей в соответствии с программой и планом, разработанным оптовым предприятием. Для создания опорных пунктов отбирают наиболее типичные розничные торговые предприятия, торгующие товарами номенклатуры данного оптового предприятия.

Перейти на страницу: 1 2