Сущность анализа ФХД

Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

Следующая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. Это имеет большое значение. Объективная оценка деятельности предприятия поощряет рост производства, повышение его эффективности, и наоборот.

И наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности - также одна из функций АФХД.

Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины финансово-хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

Экономический анализ при исследовании хозяйственньк явлений и процессов использует диалектический подход, который реализуется через систему конкретных приемов и способов, моделирующих состояние объекта.

В применении к объекту исследования метод экономического анализа имеет ряд характерных особенностей. Выделим три из них.

1. Исследуется система экономических показателей, при помощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия (рис 3). Каждое экономическое явление или процесс описывается, как правило, не одним показателем, а комплексом экономических показателей. Например, использование труда на предприятии изучается с помощью показателей производительности труда, численности персонала, средней заработной платы и т.д. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в подсистемы.

2. Система показателей изучается в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.

Рис. 3. Система показателей, характеризующих состояние объекта анализа.

Изучение взаимосвязи требует выявления соподчиненности показателей, выделения совокупного, результативного показателя и факторов, на него влияющих. Один и тот же показатель в разных ситуациях может выполнять роль как факторного, так и результативного показателя, в зависимости от цели и объекта анализа. Например, производительность труда - показатель, отражающий результаты инвестирования в производство; в свою очередь производительность труда является фактором роста объема производства.

В процессе анализа показатели-факторы целесообразно предварительно классифицировать по группам: внешние и внутренние, основные и не основные, определяющие и не определяющие. Выявление основных, определяющих факторов позволит менеджеру найти эффективные рычаги управления экономическим потенциалом предприятия.

3. Производится количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Это далеко не всегда можно сделать легко, так как большинство факторов находится не в прямой функциональной зависимости, а в вероятностной, стохастической. Для того чтобы в последнем случае определить форму связи, следует провести статистическое наблюдение, накопить множество фактов, создать массив информации, обработать его, построить математическую модель.

Таким образом, применение метода экономического анализа включает в себя несколько последовательных процедур:

1) определение системы показателей, описывающих объект исследования по выделенному направлению;

2) установление соподчиненности показателей;

3) выделение групп соподчиненных факторов;

4) выделение в группе факторов основных и второстепенных;

5) установление формы взаимосвязи между показателями;

6) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи.

Характерные черты основного метода анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4