Диагностика финансового состояния предприятия

В России распространение кризиса, поначалу отрицаемое, началось с сентября-октября и обусловило сжатие совокупного спроса. В банковском секторе, сфере услуг наблюдается сокращение персонала, в металлургии сокращаются заказы, выплавка стали, на транспорте – объем грузоперевозок, в секторах промышленности и машиностроения готовятся к сокращению занятых и замораживают заказы. Банки сокращают объем кредитования производства, сокращают выдачу потребительских кредитов и т.д.

Отрыв «финансовой» стоимости от реальной стоимости производства и фондовой базы экономики, развертывание инфляции цен на энергетические и другие ресурсы, борьба ряда государств за военно-стратегическую монополию определяют неэффективность современной архитектуры мировой финансовой системы, в высокой степени спекулятивный характер фондового рынка и построение его по принципу большой финансовой «пирамиды». Эти особенности и определяют развертывающийся кризис.

Проблема мировой ликвидности является одной из центральных в понимании природы современных финансово-экономических кризисов. Неоднородность различных видов капитала, структуры национального богатства, распределенного в мире обеспечивает неравные условия международной торговли и международного обмена. В итоге мы видим асимметрию платежных балансов торгующих стран.

Возникающие долги, когда страны потребляют больше, чем производят, как, например, США, которые стали причиной нынешнего кризиса, обычно погашаются с помощью общепринятых международных средств платежа, в частности золотом, резервной валютой, специальных прав заимствования. Состояние мировой ликвидности обычно оценивается по величине названных платежных средств. Важно отметить, что создание платежных средств является адекватным только в том случае их соответствия уровню мирового производства и масштабу мировой торговли.

Таргетирование, как инструмент макроэкономической политики, применяемый ведущими странами внесло ощутимую лепту в развертывание современного экономического кризиса. Во-первых, оно способствовало исчерпанию ликвидности, вносило вклад в искажение реальной стоимости активов. Во-вторых, и этот аспект чрезвычайно важен, действовало в направлении сокращения совокупного спроса, сдерживало инновационную активность и тем самым вносило взнос в поддержание высокого уровня цен, включая продовольственные и сырьевые товары.

Одними финансовыми манипуляциями преодолеть финансово-экономический кризис невозможно. Необходимо решать практические задачи хозяйственного развития, а не практиковать стратегию «обедняющего», можно сказать, «ухудшающего» экономического роста.

Наряду с факторами макросреды необходимо учесть и проанализировать потенциал, возможности и текущее состояние внутренней среды предприятия. К ним относятся: миссия и цели фирмы, ее стратегия, качество персонала, организационная структура фирмы, кадровая политика, система мотивации персонала, научно-технический уровень, использование маркетинговой информации о конъюнктуре рынка, состояние процесса прогнозирования кризисов. Особую роль играет также наличие у топ-менеджеров информации о поставщиках, потенциальных и реальных покупателях, о каналах сбыта и системе коммуникаций, возможностях провести эффективную рекламную кампанию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9