Формирование стратегии выхода предприятия из экономического кризиса

Программа реструктуризации всегда основана на социально-экономических преобразованиях, в отличие от типового плана финансового оздоровления, основанного на сохранении номенклатуры производства, вида выполняемых работ, характера осуществляемой деятельности. Реструктуризация убыточных предприятий рассчитана главным образом на использование внутренних и внешних источников инвестиций[35].

Одной из острых проблем на предприятии – это определить четко всю последовательность действий по антикризисному управлению. Прежде всего необходимо сформировать команду (отдел) управления кризисом. В нее должны войти представители всех значимых отделов предприятия: топ-менеджер, юридического отдела, отдела финансов, производственного отдела, отдела маркетинга, сторонних консультантов.

Этой группе антикризисных управляющих необходимо:

1. Сформировать антикризисный бизнес-план.

2. Определить более точно проблемы и контролировать происходящие процессы.

3. Производить контроль информации.

4. Руководить оперативной работой предприятия.

Эта группа должна включить наиболее квалифицированные кадры, обладающие опытом управления, способные генерировать идеи. Она должна обладать властью, полномочиями и необходимыми финансовыми ресурсами. Данная группа должна:

• Выработать новые стратегии развития и роста;

• Обнаружить преимущества перед конкурентами;

• Определить и использовать скрытые возможности и ресурсы;

• Своевременно собрать факты по отделам анализировать информацию;

• Предложить альтернативные варианты выхода из кризиса[36].

Данная группа специалистов в итоге вырабатывает управленческие решения, позволяющие управлять кризисом и снижать негативные последствия и возможные убытки.

Но важно отметить, что существует ряд серьезных проблем, обусловленных интеграцией российских предприятий в систему рыночных отношений:

• несовершенство и низкая эффективность управления предприятием, что обусловлено низким уровнем профессионализма и квалификацией менеджеров и персонала в целом, отсутствием системы мотивации работников, ориентация на краткосрочные цели в ущерб стратегическим, недостаточным знанием рыночной конъюнктуры;

• слабость финансового менеджмента; недостаточные размеры уставного капитала акционерных обществ, не обеспечивающих даже минимальных гарантий удовлетворения возможных требований кредиторов, что препятствует использованию кредитных ресурсов для развития производства[37];

• порядок перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек, возникающая из-за использования дифференцированных по потребителям цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;

• неполнота информационного обеспечения, отсутствия информации о финансово-экономическом положении предприятия у руководителей, потенциальных инвесторов и кредиторов, что не позволяет спрогнозировать довольно точно наступление кризиса;

• нецелевое использование амортизационного фонда, что затрудняет обновление основного капитала, приводя к росту издержек производства;

• искусственное завышение цен на конечную продукцию из-за огромной торговой наценки, приходящейся на посреднические структуры, что приводит к нарушению ценовых пропорций, к диспаритету цен, которые в условиях нормального, развитого рынка являются регулятором производственно-хозяйственной деятельности: внедрение инновационных технологий составляет не более 5% от общего числа промышленных предприятий;

Перейти на страницу: 1 2 3 4