Основы формирования программ антикризисного управления

Для оценки продуктивности КСПР холдинга, как правило, используются показатели, применяемые в мировой практике. Так, например, в состав этих показателей по российским фирмам можно включать:

> рыночную стоимость активов корпоративной системы;

> величину общего оборота в определенный период времени;

> валовую прибыль.

По результатам оценки финансовой стратегии фирмы возможна разработка рейтинговых таблиц российских КСПР, хотя для этого требуется вести сложные расчеты, поскольку отечественные КСПР не соответствуют международным стандартам, принятым для систем такого типа. Методика оценки эффективности КСПР, опирающаяся на объемные показатели, не может являться показательной, поскольку ее участники осуществляют качественно разнообразную деятельность. Выходом из этого положения может быть применение метода экспертных оценок. На основании полученных показателей целесообразно сформировать рейтинговые таблицы. Таким методом можно оценить продуктивность каждой КСПР и впоследствии свести их воедино как свод финансовых ориентиров развития корпоративного бизнеса.

Конкретная методика оценки стратегии КСПР достаточно сложна. Ее можно значительно упростить, если перейти от частных показателей того или иного блока КСПР к его обобщенным характеристикам. Например, для рассматриваемого анализа финансового состояния центральной компании или отдельного предприятия-участника вместо большого количества частных показателей, оценивающих ликвидность, оборачиваемость, доходность и активность компании, рассмотреть одну обобщенную характеристику. Естественно, что эта обобщенная характеристика должна учитывать различия содержания единиц измерения частных показателей, а также диапазоны их изменения в зависимости от выбранной стратегии КСПР.

Метод выбора стратегии КСПР заключается в следующем. Рассчитываются сводные характеристики Xt для каждого варианта S1*. Затем проводится сравнительная характеристика их продуктивности с применением критериев проверки статистических гипотез. Методика сравнительной оценки и выбора рационального варианта стратегии включает следующие этапы.

1. Ранжирование частных показателей Xj вектора X по важности и определение их "весовых" коэффициентов. При этом самый важный частный показатель занимает первое место, самый второстепенный - последнее место, а "весовые" коэффициенты ряда показателей определяются в соответствии с экспоненциальной зависимостью (экспоненциальное сглаживание):

2. Нормирование значения каждого j-го частного показателя для i-ro варианта стратегии КС осуществлять таким образом, чтобы - 0< х"<1 (8) и при этом большее значение частного показателя х у соответствовало лучшему варианту стратегии корпоративной системы. Необходимость нормирования значений частных показателей обусловлена тем фактором, что они отражают отличающиеся направления финансового состояния центральной компании (например, ликвидность, оборачиваемость и т.д.) и в силу этого имеют различную размерность и природу (случайные или детерминированные величины). В качестве правила нормирования необходимо принять следующие условия:

максимальное значение частного показателя (в случае, если большее его значение соответствует лучшему варианту стратегии КСПР) или минимальное значение частного показателя (в случае, если меньшее его значение соответствует лучшему варианту стратегии КСПР) должно быть равным "1";

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5