Анализ внешней среды предприятия

В таблице даны лишь некоторые факторы внешней среды, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к предприятию, но которые на самом деле оказывают влияние на его жизнь.

К факторам внешней среды, непосредственно влияющим на предприятие, относятся законы и государственные органы, поставщики, конкуренты, потребители.

Рассмотрим их несколько подробнее.

Законы и государственные органы. Как известно, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Сегодня по закону за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации теоретически можно попасть под суд. Практически, после консультаций с сотрудниками МВД, занимающимися этими вопросами, выясняется, что грозит реально штраф в размере минимальной зарплаты. Сегодня по закону нельзя работать без кассового аппарата. Работают. И ничего. Отсюда и проистекает та самая неравная конкуренция. Кто на виду – тот платит налоги, кто в тени – тот все кладет себе в карман. Зато как удобно для органов власти – всегда можно прийти и напомнить о себе. Кстати, по наблюдениям самые бесцеремонные и наглые клиенты – это представители администраций и МВД.

Поставщики. Поставщики рассматриваются как товарные, так и финансовые. Почти все поставки происходят либо за наличный расчет, либо после предоплаты. Товарный или денежный кредит получить невозможно или разорительно. Из опыта следует, что получить что-либо за счет поставщика можно только в случае личных родственных или дружественных контактов. Естественно, все сказанное относится только к нашему бизнесу и к нашим объемам реализации. В случае значительного роста объемов, картина может измениться.

Конкуренты. Попытаемся нарисовать профиль конкурента, рассматривая для упрощения только два основных наших вида деятельности – установку систем сигнализации и тонирование стекол автомобилей. Никакой официальной информации относительно объемов работ в натуральном или денежном выражении никто из конкурентов на сторону не выдает. Все оценки производятся на основании косвенных данных.

С полным списком наших конкурентов можно ознакомиться в любом номере газеты «Моя реклама» в рубрике «Автосервис». В каждом номере обычно 20 – 30 рекламных объявлений.

Анонимный телефонный опрос показывает, что работа есть почти каждый день у каждого конкурента. Из этого следует, что мы обслуживаем примерно 5% рынка установки сигнализаций и примерно 10% рынка тонирования автомобильных стекол. Причем это относится к наиболее «дорогой» части рынка.

Что следует отнести к сильным и слабым сторонам конкурентов? Результаты анализа сведены в таблицу (таблица 4).

Таблица 4.

Анализ конкурентов.

Сильные стороны Слабые стороны

1. Низкие цены на работу и системы.

2. Готовность работать в выходные дни и по ночам.

3. Работа на выезде.

4. Больший, чем у нас, срок гарантии.

5. Скорость выполнения заказа.

6. Предоставление дополнительных услуг как по автомобилям, так и по другим сферам жизни.

7. Согласие работать с дешевыми, принесенными клиентом, материалами.

8. Работа под флагом предпринимателя – ему более, чем юридическому лицу, доверяют клиенты.

9. Работа без регистрации, уплаты налогов.

10. Значительные оборотные средства.

1. Сосредоточение на работе в дешевом секторе.

2. Квалификация персонала.

3. Невозможность расчета безналичными деньгами.

4. Непредоставление клиенту письменных гарантий на свою работу.

5. Отсутствие единого комплекса демонстрационный зал – установочный пункт.

6. Нет демонстрационных образцов ранее выполненных работ.

7. Как правило, выполняются простые варианты работ или позволяются огрехи в качестве.

8. Работа без сертификации, лицензирования

Перейти на страницу: 1 2 3