Государственное регулирование кризисных процессов на предприятии

Механизм государственного воздействия на экономику, находящуюся в кризисе, представляет собой особый способ организации воспроизводственного процесса со своими формами, методами и правовыми нормами. Системе антикризисного управления присущи такие свойства, как:

• гибкость и адаптивность к внешней среде, к кризисной ситуации;

• усиление неформального управления, поскольку на всех, его уровнях необходимо быстро принимать антикризисные меры;

• снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;

• усиление интеграционных процессов, слияний с другими фирмами, что позволяет концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компании.

Для Северокавказского региона начиная с 1998 года характерны как процессы слияния, так и дробления, обособления отдельных структурных звеньев предприятий. Так, доля слияний составляет в настоящее время свыше 15% процесса реструктуризации предприятий промышленности, строительных материалов, в пищевой промышленности – 60%, на предприятиях ТЭК – 3%, в производстве товаров народного потребления -3%[14].

Антикризисное управление имеет особенности во всей системе хозяйственного механизма: в управлении, планировании, мотивации труда, прогнозировании, финансовом планировании.

На фазе кризиса особую значимость имеет принятие таких мер:

• мобильность и динамичность использования всех видов ресурсов, проведение необходимых изменений в короткие временные периоды, реализация инновационных проектов, бизнес-планов антикризисной направленности;

• программно-целевой подход в технологии разработки и реализации управленческих решений;

• усиление внимания к прогнозированию и оценке управленческих решений, выбор альтернативного поведения и деятельности предприятия.

Механизм антикризисного управления, т.е. средства воздействия на экономику, также имеет свою специфику:

• это мотивация действий, направленных на преодоление кризисных явлений;

• глубокий анализ ситуации, что требует высокого профессионализма;

• стабильность коллектива, инициативность в решении возникающих проблем, поиск наиболее эффективных вариантов развития;

• коллегиальность принятия решений, взаимоприемлемость, поиск и поддержка инноваций и их использования в производстве.

Технология антикризисного управления должна обеспечить возможность поиска реальных источников инвестиций, в том числе, может быть и нетрадиционных для современной России способов их привлечения.

Многие Российские предприятия не располагают достаточными средствами не только на цели социального развития и содержание жилищно-коммунального хозяйства, но даже на выплату заработной платы, оплату электроэнергии и закупку сырья, не говоря уже об инвестиционных ресурсах. По данным Госкомстата в среднем по регионам России до 60% промышленных предприятий находятся в тяжелом финансовом положении, имеют значительную кредиторскую задолженность перед бюджетном, бюджетными фондами и контрагентами. Более 70% предприятий аграрной сферы имеют признаки несостоятельности подпадающие под законодательство о банкротстве, рентабельность в ряде регионов составляет по сельхозпредприятиям 5–6%.[15]

В лучшем положении находятся преимущественно предприятия сырьевых и обрабатывающих отраслей, экспортирующих нефть, газ, металлы. Хотя как показывает практика, и они испытывают трудности в связи с ростом производственных издержек, обусловленных в свою очередь, падением объемов продаж, выравниванием уровней внутренних и мировых цен, ухудшающейся конъюнктурой мирового рынка, а часто и неэффективным менеджментом.

Антикризисное управление базируется на общих закономерностях, присущих управленческим процессом, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе, антикризисном.

В то же время система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации является специфическим атрибутом, присущим процессам антикризисного управления.

Государство на макроуровне с помощью антикризисных мер должно обеспечить снижение последствий негативных аспектов рынка, особенно разбалансированности спроса и предложения. Это требует реализации ряда особых функций. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, отражающие предмет управления и определяющие его результаты. Они отвечают на такой вопрос: что необходимо делать, чтобы эффективно управлять в преддверии, процессе и последствиях кризиса.

Выделяют такие функции:

• предкризисное управление;

• управление в условиях кризиса;

• управление процессом выхода из кризиса;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5