Государственное регулирование кризисных процессов на предприятии

К экономическим методам антикризисного управления относятся механизмы финансового регулирования, включающие управление финансовыми потоками, денежными средствами, находящихся в распоряжении предприятий, организаций и государства. Это также управление источниками доходов, механизмом их формирования и использования. Финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их распределение, перераспределение в соответствии с ежегодным законом о бюджете.

В условиях мирового экономического кризиса 2009 г. бюджетная политика должна не только обеспечить реализацию общих целей и задач экономической политики, но и решать ряд таких проблем:

• Обеспечить управляемость экономического развития;

• Преодолеть ряд острых противоречий, обусловленных ростом инфляции;

• Обеспечить достаточное количество денег в обращении (агрегата М2);

• Преодолеть противоречие интересов Центра и регионов, совершенствуя межбюджетные потоки денежных средств и финансовую напряженность региональных и местных бюджетов;

• Обеспечить инвестиции в промышленность как условие обновления основных фондов в самой промышленности и в народном хозяйстве в целом.

Важно реализовать национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье», «Образование» и «Развитие АПК».

Острые проблемы на фондовом рынке страны, спровоцированные мировым финансовым кризисом, обусловили изменения бюджета 2009 г. Доходы федерального бюджета на 2009 год определены в сумме 10,9 трлн рублей, на 2010 год – 11,7 трлн. рублей и на 2011 год – 12,8 трлн. рублей. Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 год предусмотрен в сумме 9 трлн. рублей, на 2010 год – 10,3 трлн. рублей, на 2011 год – 11,3 трлн. рублей.

Так, значительная часть принимаемых расходных обязательств будет направлена на развитие инфраструктуры, прежде всего – транспортной.

На финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» планируется направить в 2010 году 289,3 млрд. рублей, в 2011 году – 373,5 млрд. рублей.

На финансирование национальной экономики в 2009–2011 годах будет ежегодно направляться более 1 трлн. рублей. Рост этих расходов к предыдущему году составит в 2009 году 134,8 процента, в 2010 году – 153,1 процент, в 2011 году – 179,5 процентов.

Основная часть расходов будет направлена на финансирование долгосрочных федеральных целевых программ: в 2009 году в сумме 624,0 млрд. рублей, в 2010 году – 763,0 млрд. рублей, в 2011 году – 935,7 млрд. рублей.

Качественно изменится характер расходов на национальную оборону. Если в предыдущие периоды основное увеличение расходов на национальную оборону было связано с повышением денежного довольствия военнослужащих, то на 2009–2010 годы значительно увеличены расходы, связанные с технической оснащенностью Вооруженных Сил. В 2009–2010 годах дополнительно на Государственную программу вооружений и другие работы в области создания вооружений, включая ядерно-оружейный комплекс, направляется около 130 млрд рублей.

Хочу особо подчеркнуть социальную направленность федерального бюджета. Одно из важных направлений – это предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Эти средства будут в основном направлены на выплату базовой части трудовой пенсии, которая за три года будет увеличена в 1,7 раза.

В составе этого направления также значительные суммы будут направлены на покрытие дефицита Пенсионного фонда, связанного с выплатами страховой части пенсии. За 2009–2011 годы на покрытие дефицита Пенсионного фонда соответственно по годам будет направлено – 133,7 млрд. рублей, 262,8 млрд. рублей и 384,1 млрд. рублей. Такая тенденция требует разработки комплекса эффективных мер по реформированию пенсионной системы в самое ближайшее время.

Предусмотрены в полном объеме средства на индексацию социальных пособий и компенсаций, а также на продолжение реализации демографической программы, в том числе – на увеличение материнского капитала с 276 тыс. рублей до 299,7 тыс. рублей.

С 1 декабря 2008 года вводится новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений. На эти цели в федеральном бюджете на 2009 год предусмотрены средства в размере 114,1 млрд. рублей исходя из увеличения фонда оплаты труда этой категории работников на 30%.

На финансирование образования в 2009 году будет выделено 423 млрд. рублей, на 2010 год – 469 млрд. рублей, на 2011 год – 485 млрд. рублей. При этом рост расходов на образование в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет почти в полтора раза.

На финансирование здравоохранения в 2009 году будет выделено 341 млрд. рублей, на 2010 год – 360 млрд. рублей, на 2011 год – 365 млрд. рублей.

Одним из ключевых направлений социально-экономического развития является воспитание здорового молодого поколения, граждан России, создания необходимых условий для привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Финансирование физической культуры и спорта в 2009 году увеличится почти в два раза по сравнению с 2008 годом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5