Признаки и процедуры банкротства

Переход к рынку в России обусловил появление таких новых явлений, как нестабильность экономического развития и возникновение банкротства предприятий. В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отмечено: «несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей»[39].

Следовательно, признаками банкротства считаются:

• неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам в течение трех месяцев ТГ момента наступления даты их исполнения;

• дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч рублей (ст. 6).

Право на обращение в арбитражный суд имеют: предприятие-должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а так же если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации.

В целях предупреждения банкротства предприятия его учредители, собственники имущества должника – унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Такие меры могут быть приняты также кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Законом «О несостоятельности (банкротстве)» (№127 ФЗ от 26.10.02 г.) предусмотрена досудебная санация. Это реорганизационная процедура, при которой должнику оказывается финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности предприятия-должника. Цель санации состоит в сохранении имущества должника и его рабочих мест. Для достижения указанной цели необходимо выделить приоритетные задачи, определить комплекс мер по выживанию и эффективному развитию предприятия в условиях рыночной экономики, обеспечить их реализацию. Санация представляет собой часть программного комплекса, включающего поэтапный процесс оздоровления экономики предприятия на основе использования современных форм менеджмента и реорганизационных процедур. Несостоятельность предприятия, на наш взгляд, может быть обусловлена двумя причинами: неэффективностью управляющих и неэффективностью собственника.

Как показывает мировой опыт государство в условиях рынка проводит приватизацию государственного имущества в целях обеспечения более эффективного управления имуществом и смены неэффективного собственника на более эффективного. Однако государство должно поддерживать наиболее эффективные государственные предприятия и не допускать приватизацию стратегически важных объектов, включая сырьевой, ТЭК, оборонный, инновационный комплекс страны. Определяя же условия приватизации любого объекта, государство должно определить не только механизм оценки стоимости, имущества по рыночным критериям (а не по остаточной стоимости, как это произошло в России), но и обеспечить механизм перехода госпредприятия к более эффективному собственнику, который способен выполнить определенные условия поддержки этого предприятия, реализовать инвестиционную или специальную программу реструктуризации. В любом случае государственное регулирование механизма санации с помощью приватизации заключается как в прямом вмешательстве в виде выделения финансовых средств, так и в формировании специальных условий приватизации.

В России важно было использовать мировой опыт приватизации для финансового оздоровления предприятия, особенно крупного, процессу приватизации должен предшествовать процесс коммерциализации. Коммерциализация основана на схеме организации конкурсов для желающих стать, менеджерами коммерциализируемого предприятия. Но соревноваться при этом должны не сами менеджеры, а представленные ими на конкурс проекты предпринимательской деятельности, антикризисные бизнес-планы, инвестиционные проекты. С победителями конкурса органы Госкомимущества заключают контракты на срок реализации проекта. Ему же государство передает свой пакет акций в доверительное управление (траст). Вместе с акциями победителю конкурса переходит решающее количество голосов на собрании акционеров, что позволяет ему занять пост генерального директора.

Перейти на страницу: 1 2 3 4