Признаки и процедуры банкротства

Преимущество коммерциализации на конкурсной основе состоит в том, что на первый план выдвигаются реальные проблемы функционирования предприятия и вывода его из кризиса. Следовательно, для крупных госпредприятий, попавших в кризис, целесообразно сначала провести их коммерциализацию, реструктуризацию и финансовое оздоровление, и лишь затем приватизировать. Мировой опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности такой модели финансового оздоровления предприятия-должника и вывода его из кризиса. Государство при этом идет даже на национализацию частного предприятия в целях вывода его из кризиса. Оно проводит реорганизацию, обновление основного капитала на современной технико-технологической основе, использует эффективный менеджмент и затем вновь продает этот объект, но уже по более высокой рыночной цене. Это решает сразу две проблемы. Во-первых, предприятие выходит из кризиса и становится более конкурентоспособным; во-вторых, в государственный бюджет поступает весомый доход от приватизации такого предприятия[40].

К сожалению, в России все началось с приватизации, не создав ни условий обновления капитала, ни реорганизации. В итоге не удалось сформировать эффективного собственника.

Начиная с 1992 года проблему вывода предприятия из кризиса, перераспределения собственности в пользу более эффективных владельцев в России стремятся решить с помощью использования института несостоятельности.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. ввел новую процедуру финансового оздоровления предприятия – должника страхование ответственности арбитражных управляющих, формирование профессиональных стандартов и создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО) процедура финансового оздоровления дает возможность должнику в срок до 2х лет рассчитаться с кредиторами. Для этого инициатору финансового оздоровления необходимо предоставить обеспечения исполнения обязательств должника: залог, банковскую гарантию, государственную или муниципальную гарантию, поручительство.

В настоящее время существует масса проблем применения института несостоятельности в России для вывода предприятий из состояния неплатежеспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Прежде всего, следует отметить значительный удельный вес просроченной задолженности по налоговым и иным обязательствам. С 2001 по 2002 годы он возрос в основных отраслях экономики с 35 до 42% общего объема просроченной кредиторской задолженности.

По сути, ни государство, ни частные кредиторы не были заинтересованы в использовании процедур банкротства для прямого возврата долгов.

Конкурсным кредиторам это невыгодно, поскольку был высокий уровень долгов государству. Например, на 01.08.04 г. в лесопромышленном комплексе долги государству составляли 52%, в легкой промышленности -48%, в машиностроении – 45%[41].

Не менее важно и то, что государство объективно не может применять процедуры банкротства ко всем предприятиям-должникам, поскольку велик удельный вес убыточных предприятий. В январе 2001 г. таких предприятий было 40%, а в 2004 году почти 47%.

В машиностроении и металлообработке государство могло инициировать процедуры банкротства в отношении примерно 60% предприятий[42].

Закон позволяет применять различные процедуры банкротства к должникам. В новом ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обозначены такие процедуры банкротства (Ст. 27):

• наблюдение;

• финансовое оздоровление;

• внешнее управление;

• конкурсное производство;

• мировое соглашение.

По результатам проведения процедуры наблюдения можно отметить такую тенденцию – увеличение доли принятия решений об открытии конкурсного производства и уменьшение доли решений по введению внешнего управления. По результатам 2003 г. не более 15% предприятий «вышли из-под банкротства», 13% – вошли в реорганизационную процедуру (внешнее управление), но большинство перешло в стадию ликвидации (конкурсного производства).

По состоянию на 01.01.2003 года результат были таковы:

Всего в производстве дел о банкротстве – 42208.

В том числе:

1. Наблюдение – 2796 (6,3%);

2. Внешнее управление – 1496 (3,2%);

Перейти на страницу: 1 2 3 4